Повышение грозоупорности воздушных линий и подстанций

Надежность работы воздушных линий электропередачи (ВЛ) высокого напряжения в значительной степени определяется их способностью выдерживать грозовые перенапряжения без отключений. С появлением нелинейных ограничителей перенапряжений (ОПН) задача повышения грозоупорности ВЛ стала решаемой даже при самых тяжелых условиях, например, при отсутствии грозозащитного троса, в горной местности, при больших сопротивлениях заземления опор и т.п. Одновременно резко возросла и цена ошибок при составлении проектов повышения грозоупорности как вновь создаваемых линий, так и находящихся в эксплуатации.

К сожалению, сегодня в Нормах технологического проектирования ВЛ рекомендация использовать данные измерений удельного сопротивления грунта при проектировании заземляющих устройств ВЛ снабжена словами «как правило», чем многие проектировщики и пользуются. Погрешность расчета ЗУ опоры ВЛ по табличным данным может варьироваться в очень широких пределах. При помощи затрат на реконструкцию ЗУ в дальнейшем можно снизить количество перекрытий изоляции, однако если их количество превышает допустимый уровень, то требуется установка ОПН. Установка большого количества ОПН может привести к отключениям ВЛ уже вследствие отказов самих ограничителей.

Практика показывает, что при отсутствии резервных ВЛ меры по повышению грозоупорности фактически компенсируют ошибки проекта, связанные с большими углами тросовой защиты и т.п. Часто требование учета грозовых перенапряжений как фактора, влияющего на надежность электроснабжения по нерезервированным ВЛ, отсутствует либо игнорируется, а грозовые отключения на стадии проектирования считаются форс-мажорным обстоятельством.

Работа по повышению грозоупорности существующих ВЛ состоит из следующих этапов: обследование ВЛ, определение ожидаемого числа отключений ВЛ, разработка проекта повышения грозоупорности и реализация проекта.

Обследование ВЛ позволяет получить объективные данные для дальнейшего анализа грозоупорности, без которых погрешность последнего была бы неприемлемой, и включает в себя следующее:

  • измерение удельного сопротивления грунта ρ вдоль трассы ВЛ;
  • измерение сопротивлений заземления опор ВЛ в импульсном режиме;
  • визуальная и приборная оценка состояния линейной изоляции ВЛ;
  • определение наличия повреждения или обрыва заземляющих спусков, неудовлетворительного контакта соединения заземлителя с телом опоры;
  • анализ опыта эксплуатации ВЛ и интенсивности грозовой деятельности по ее трассе.
Определение удельного сопротивления грунта позволяет:​
  • уточнить возможность перераспределения числа ударов молнии по трассе линии и оценить возможность корректировки сопротивлений заземления опор;
  • учитывать деформацию грозовых волн при численном анализе за счет конечного сопротивления земли и проводов.

Наша компания готова предоставить свои услуги по обследованию ВЛ и разработке рекомендаций по повышению грозоупорности воздушных линий с учетом необходимого именно Вам объема работ, Ваших пожеланий и с соблюдением требований всех нормативных документов в короткие сроки и по приемлемым ценам.

Обращаем Ваше внимание на то, что совместно с работами по повышению грозоупорности ВЛ и ПС часто выполнятся работы по экспериментально-расчетному определению ЭМО, координации изоляции и расчету возможности возникновения феррорезонанса, проверке возможности развития резонансных перенапряжений и проектированию молниезащиты.